МАМЕНЬКИНА ДОЧКА

ШАРЛИЗ ТЕРОН

Когда из чего-то размером с банан получается чудо габаритов арбуза,
становится немного не по себе, и начинаешь задумываться о божественной
природе вещей. Шарлиз Терон о таинстве материнства.

Те, кто смотрели фильмы "Адвокат дьявола" и "Жена астронавта", не могли не обратить внимание на актрису, сыгравшую в них главные женские роли: девушка определенно хороша, но при этом в ней "что-то не то". До какого-то момента профессиональные способности актрисы не обсуждались, потому что к фильмам с ее участием высоких требований не предъявлялось. Не потому, что фильмы были плохие или неинтересные, - потому, что фильмы те были просто проходные, и даже снимавшиеся в них Аль Пачино и Киану Ривз ("Адвокат дьявола") и Джонни Депп ("Жена астронавта") никак иначе их не воспринимали изначально. Но когда Шарлиз Терон досталась роль в картине Лассе Халлстрема "Правила виноделов", всплыло то самое "что-то не то": фильм выдвинули на "Оскара", но... Просмотровая комиссия пришла к выводу, что картина вполне могла бы претендовать на премию в одной из категорий, если бы не участие Терон. "Не то" выстраивалось в двух плоскостях: во-первых, специалисты нашли Шарлиз недостаточно красивой, ну а во-вторых, - и это перевешивало и "во-первых", и несомненное умение играть, - у актрисы оказался такой страшный акцент, что дело едва не дошло до дубляжа. Но не дошло, потому что Шарлиз Терон проявила чудеса работоспособности, усидчивости и лингвистического таланта, и с проблемой частично разобралась.

А в чем, собственно, была природа проблемы, откуда у американской актрисы акцент, тем более - страшный акцент? - спросите вы, и у вас есть полное право узнать ответы на эти вопросы. Шарлиз Терон родилась 7 августа 1975 года в местечке Бенони, Южно-Африканская Республика. Отец ее - ныне покойный Чарлз Терон - был фермером, мать - Герда Терон - в свое время возглавляла строительную компанию, а сейчас ведет все финансовые и юридические дела дочери. Говорят, прадедушка Шарлин был очень известным бурским генералом, говорят, именно с него Луи Буссенар списал портрет одного из военачальников для своего романа "Капитан Сорвиголова". И, говорят, Шарлин пошла в прадедушку: с четырех лет она - на конских крупах, и это настоящие необъезженные южноафриканские кони, потомки знаменитых першеронов - лошади, рядом с которыми г-н Шварценеггер кажется карликом, и при этом нрава бешеного. В шесть лет девочка Шарлиз почувствовала тягу к танцу, и родители определили ее в балетную школу Йоханнесбурга, где она параллельно занималась и в классе актерского мастерства. В шестнадцать лет Шарлин Терон была первой и в балетной студии, и в актерской. К тому же она научилась водить тяжелый грузовик и влюбилась в "баранку", которую "поворачивают руки, а не гидроусилитель - это почти как лошадь: управляешь ты, а не тобою". Гоночные машины и мотоциклы пришли чуть позже, и они тоже стали любовью на всю жизнь. В общем, банальная фраза "внешность обманчива" в случае Шарлиз Терон не такая и банальная: это хрупкое создание даст сто очков любому мужчине, и мы говорим не об унылом среднестатистическом мужчине. Потом был отборочный конкурс в ведущее модельное агентство Йоханнесбурга, который Шарлиз выиграла блестяще, оторвавшись от ближайших конкуренток так далеко и убедительно, что показала лучший в истории агентства рейтинг. Всего за день до объявления результатов конкурса отец Шарлиз погиб в автокатастрофе - потрясение оказалось настолько сильным, что, убегая от шока и от себя, девушка, не раздумывая, согласилась на предложение одного из итальянских домов моды демонстрировать их коллекцию в Милане. Так девочка с южноафриканской фермы оказалась в центре мировой моды, в мире, где решающую роль играют амбиции и честолюбие, и где слабые и нерешительные пропадают вмиг. Шарлиз Терон не пропала, но, по ее собственным словам, "я понятия не имела, что такое честолюбие и как им пользоваться, - единственное, что меня в то время волновало: как бы не сломать шею, падая с высоченных каблуков!" Она появилась на первых полосах самых важных модных журналов Европы, и последовало приглашение на фотосессию в Нью-Йорк: "Я пришла на просмотр, меня фотографировали в течение десяти часов, весь следующий день я спала в гостинице, а потом мне позвонили и предложили постоянную работу в Штатах. Я просто выбросила обратный билет в Италию". Ей было восемнадцать лет, и она была одна-одинешенька в стране, где никто не понимал ее язык, а она разбирала только отдельные слова. Модельный бизнес в Америке оказался занятием рискованным: в лучшие дни ведущая европейская модель зарабатывала чуть больше двухсот долларов, в худшие, - а такими, по словам Шарлиз "были все дни", - она воровала хлеб из кафе, куда заходила за стаканом минералки. "Особенно страшной была первая зима,- призналась недавно Терон.- По сравнению с теплым южноафриканским раем даже плюс пять по Цельсию было для меня смертью: я бежала до подземки ровно три минуты, и потом не могла отогреться весь день". В конце концов она нашла работу в превосходной балетной труппе "Нью-Йорк Джоффри балет", и, казалось, дела налаживаются, но в 1995 году, когда Шарлиз только начала разучивать свою первую партию в роли примы, смещение мениска и неудачная операция поставили крест на ее балетной карьере. Она вернулась в манекенщицы, и, наверное, впервые в жизни приняла верное решение: Шарлиз позвонила матери и честно рассказала обо всех своих злоключениях. На следующий день Герда ворвалась в клоповник, где ее дочь снимала угол, и, увидев посеревшее и похудевшее чадо, разревелась.

"У нашей семьи нет проблем с деньгами. Или я тебя чем-то обидела? - потребовала объяснений Герда.- А если нет, давай разбираться с твоими проблемами: танцевать ты больше не можешь, манекенщица из тебя... Паршивая, скажем честно. Единственное, что ты можешь делать лучше всех, - объезжать лошадей, водить машины и выдавать себя не за ту, кто ты есть на самом деле. Девочка, да ты же мечта Голливуда!" И они отправились в Лос-Анджелес. С этого места начинается долгая и занудливая сага о закрытых дверях и принципиальных продюсерах, о беспринципных киношных скаутах, обещающих любые кинопробы, но только после постели, - только после постели, милочка! В конце концов, дорогуша, ты еще никакая не актриса, а за науку надо платить! И, как говорит Шарлиз, она платила, но вместо обещанной науки однажды нарвалась на неудачный аборт, и матерью ей уже никогда не быть... Спасение пришло в лице настоящего мастера своего дела - дела открытия талантов, - Джона Кросби. Это был виртуоз: например, актрису Рене Руссо он "открыл" на концерте The Rolling Stones. Говорят, ему было достаточно взглянуть на полупрофиль Рене, чтобы представить, как пройдет кинопроба, и кинопроба прошла именно так, как ее нарисовал Кросби! Шарлиз Терон согласилась "показаться" Кросби, но когда друзья сообщили, что она попала "в обойму", наученная горьким опытом Шарлиз принялась наводить справки. И только убедившись, что Джон Кросби заслуживает доверия, она приняла его предложение встретиться с первым в своей жизни режиссером (кстати, самый первый режиссер Шарлиз "не разглядел": она провалилась на главную роль в фильме "Showgirls" - в нашем прокате "Стриптизерши", - которую в результате получила Элизабет Беркли). В конце концов дебют состоялся в картине Джона Херцфельда "Два дня в долине". Первые шаги на любом поприще интересны только самому "ходоку" и его близким. Тем более, что шагала Шарлиз робко и неуверенно, как будто еще не верила: вот оно, то самое дело, на котором можно планировать судьбу! И к 1998 году в ее активе была совместная работа с самыми крупными актерами и режиссерами, включая Аль Пачино, Киану Ривза, Джонни Деппа, Майкла Кейна, Тоби Магуайра, Вуди Аллена, Тома Хэнкса, Билла Пэкстона и Бена Эффлека. И хоть "специалисты" увидели в Шарлиз что-то такое, что будто бы не позволяло ей стать звездой, "Правила виноделов" были выдвинуты на "Оскара" по семи номинациям, и это все-таки не вина Терон, что статуэтку получила шизофреническая "Красота по-американски" - фильм хоть и не вполне "американский", но достаточно схематичный и догматичный, чтобы американцы назвали его лучшим фильмом года. Сейчас Шарлиз почти оправилась после нокаутов, которые отвешивала ей жизнь: она вспомнила, что когда-то в детстве любила и умела заниматься мужскими делами, и сегодня в ее повседневный репертуар свободного времени входит выездка на собственном ранчо (гонорар от "Правил виноделов"), гонки наперегонки с полицией на новеньком "альфа-ромео" (гонорар от "Знаменитости" Вуди Аллена) и армрестлинг (говорят, признанный голливудский затейник Сильвестр Сталлоне посмотрел пару схваток Шарлиз, и сказал: "Сильна мадам!", и от показательного турнира отказался). Кстати, по автомобильным делам Шарлиз консультирует сам Джон Франкенхеймер, которого в Голливуде знают не только как сильнейшего режиссера ("Ронин", Остpов доктоpа Моpо, "Фpанцузский связной-II"), но и как человека, отлично разбирающегося в механике, и большого друга дорожной полиции ("В случае серьезного дорожного происшествия Джон, понятное дело, бессилен, но, если дело касается простого превышения скорости, он обычно может помочь", - утверждает Шарлиз Терон). По прошествии пяти лет и шестнадцати фильмов Шарлиз Терон так же недовольна собой и своими ролями, как и на заре карьеры... "Режиссеры обычно видят во мне туповатую платиновую блондинку, и хотя, даже в таком качестве, я кое-чего добилась, все же это не мое амплуа. Приятные исключения, одним из которых был Вуди Аллен, иногда случаются, но пока я могу говорить именно об исключениях. У нас не принято навязывать режиссеру свои представления о том, что он снимает, но, кажется, если мне снова предложат типовую роль, я пойду на нарушение негласного закона и серьезно взбунтуюсь". Услышав эти слова, партнер Шарлиз по "Адвокату дьявола" Аль Пачино заметил: "Я бы отнесся к ее заявлению серьезно: она сделает то, о чем говорит, и я не завидую тому парню, с кем она намерена вступить в творческую полемику". Совсем недавно Шарлиз закончила съемки в фильме Роберта Редфорда "Бэггер Ванс" ("Bagger Vance") и вступила в решающую стадию романтических отношений с лидером группы Third Eye Blind Стивеном Дженкинсом - как и все, что вот уже пять лет происходит в ее жизни, эти события развиваются с молчаливого согласия мамы Герды. И это очень красноречивое молчание: мама Герда не то чтобы чрезмерно опекает дочь, в опеке, по большому счету, не нуждающуюся, - наверное, просто они обе отлично помнят, что бывает, когда излишне полагаешься только на свои собственные силы...
Используются технологии uCoz